План, программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Мы быстро разработаем ПЭК и все необходимые приложения для вашего предприятия в Санкт-Петербурге и не только.

Организация производственного экологического контроля – прямое требование законодательства РФ при обращении с отходами, имеющее отношение ко всем юридическим лицам без исключения.

На основании данного требования хозяйствующий субъект любой формы собственности обязан организовать и постоянно осуществлять производственный экологический контроль на предприятии.

Документом, отражающим порядок организации производственного экологического контроля и свидетельствующим о выполнении лицензионных требований и условий, является программа (план) ПЭК.

На основании ст.26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ:

«Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами».

ПЭК в области обращения с отходами – это комплекс мероприятий, включающий в себя не только аналитический контроль, мониторинг. Это производственный контроль за соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Таблицы ПНООЛР 2.16, 2.17, 2.18 не отражают выполнение всех требований законодательства в области охраны ОС, и не являются аналогом порядка (программы) производственного экологического контроля.

На основании ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ:

«Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке»

Субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от согласования проектов ПНООЛР и установления лимитов на размещение.

На основании ст.26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ:
«Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами»

Федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами является Ростехнадзор, следовательно, порядок производственного экологического контроля должен быть согласован с Ростехнадзором.

На основании п.5 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору":

«Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности»;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации».

Согласование порядка ПЭК – это проверка соблюдения полноты и достоверности юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в области обращения с отходами.

На основании п.6 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

«Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений»

Согласование Ростехнадзором порядка производственного экологического контроля в области обращения с отходами – это мероприятие предупредительного и профилактического характера, направленное на недопущение (пресечение) нарушений юридическими лицами обязательных требований в области обращения с опасными отходами, и имеющее отношение ко всем юридическим лицам без исключения.

На основании ст.67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ:

«Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль».

Статьей закона определен субъект контроля - хозяйствующему субъекту необходимо организовать производственный экологический контроль на предприятии. А также основные объекты содержания ПЭК - это лица, ответственные за производственный экологический контроль, экологическая служба, а также результаты производственного экологического контроля.

Результатами ПЭК являются:

  1. Наличие обученных лиц на предприятии, допущенных к обращению с опасными отходами и ответственных за производственный экологический контроль – мероприятие по обучению проводится до начала и в процессе деятельности предприятия (контролировать сроки действия документов об аттестации).
  2. Наличие положения о создании экологической службы – в нем должны быть отражены цели и задачи службы, функции, планирование работы и т.п.
  3. Наличие разработанного положения о природоохранной деятельности предприятия – в нем должны быть отражены основные направления природоохранной деятельности предприятия, деятельность экологической службы и основных служб по охране окружающей среды, организация производственного экологического контроля и т.п.
  4. Получение разрешительной документации предприятием:
    • санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию – получается до начала деятельности при подготовке пакета документов для лицензирования.
    • санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность – получается до начала деятельности при подготовке пакета документов для лицензирования.
    • лицензия на недропользование – для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов: до начала и в процессе деятельности (необходимо контролировать сроки действия лицензии).
    • лицензия (своя или контрагентов) на сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение опасных отходов – получается до начала и в процессе деятельности (контролировать сроки действия лицензии – максимально на 5 лет).
    • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для получения лимитов на размещение – разрабатывается до начала деятельности и согласовывается с Ростехнадзором (контролировать сроки действия проекта – максимально на 5 лет).
    • лимиты на размещение опасных отходов – до начала и в процессе деятельности (контролировать сроки действия лимитов).
  5. Отчетная документация:
    • 2-ТП отходы – срок представления 3 февраля;
    • 4-ОС – срок представления 25 января.
  6. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду:
    Расчет платы за негативное воздействие сдается ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
  7. Экологический паспорт природопользователя – ведется предприятием до начала и в процессе деятельности и своевременно актуализируется.
  8. Правильно оформленные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (контролировать и своевременно актуализировать информацию в выписках из кадастровых паспортов земельного участка).
  9. Инвентаризации объектов размещения опасных отходов (контролировать своевременное проведение и актуализацию результатов инвентаризации).
  10. Паспорта – контролировать их наличие на все отходы, с которыми осуществляется деятельность (должны быть утверждены руководителем предприятия и согласованы с Ростехнадзором).
  11. Проект объекта размещения.
  12. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
Центр правового обеспечения природопользователей 2009-2012г