Экологический аудит, экологическая сертификация объектов размещения отходов

(здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество)
РОСС RU.В205.043Н00

Код ОКВЭД 70.32.3: Учет и техническая инвентаризация недвижимого имущества, по составлению, ведению земельных кадастров и балансов земель, в т.ч. инвентаризация отходов и объектов размещения отходов (ОКАТО).

Актуальность и практическая значимость
сертификации услуг (работ) РОСС RU. В205.043 Н00 для природопользователя.

1. На основании Приказа РТН № 703 от 19.10.2007г. «Методические указания по разработке ПНООЛР», результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения учитываются при разработке ПНООЛР.
Результаты инвентаризации влияют на достоверность информации об отходах и объектах их размещения в проекте. Следовательно, лимиты и платежи за негативное воздействие на ОС напрямую будут зависеть от достоверности проведения инвентаризации.
Так как на сегодняшний день нет нормативного документа, регламентирующего порядок проведения на предприятии инвентаризации отходов и объектов их размещения, практика показала отсутствие единого подхода при выполнении данного мероприятия.
Орган по сертификации осуществляет услугу - проверка полноты и достоверности сведений, полученных в результате проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения по правилам системы (которые на основании ФЗ-184 являются стандартом).
Таким образом, орган по сертификации выявляет несоответствия результатов проведенной инвентаризации и помогает природопользователю внести в проект достоверные сведения.

2. На сегодняшний день очень популярна услуга – проведение экологического аудита на предприятии. Но законом не установлен правовой статус экологического аудита. В свою очередь, в 184-ФЗ «О техническом регулировании» прописана процедура проведения обязательной и добровольной сертификации как метода подтверждения соответствия услуг (работ) установленным требованиям:

Таким образом:

Система добровольной сертификации РОСС RU. В205.043 Н00 является на сегодняшний день единственной возможностью подтвердить достоверность сведений об отходах и объектах их размещения.

3. На основании ПП РФ № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны в установленном порядке предоставлять сведения о:

  • происхождении,
  • количестве,
  • составе,
  • свойствах,
  • классе опасности отходов,
  • условиях и конкретных объектах размещения отходов,
  • технологиях их использования и обезвреживания

для ведения Ростехнадзором кадастра отходов.

Государственный кадастр отходов состоит из

  • ФККО,
  • Государственного реестра объектов размещения отходов,
  • Банка данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания.

Природопользователь участвует в ведении всех составляющих кадастра отходов. В процессе проведения процедуры сертификации эксперт проверяет достоверность проведенной природопользователем инвентаризации отходов и объектов их размещения, а также учитывает наличие установок по использованию и обезвреживанию опасных отходов.
Таким образом, сертификация проверяет (подтверждает) достоверность сведений, которые природопользователь предоставляет для ведения государственного кадастра отходов.

Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Определить, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания:

  • проводят работу по паспортизации опасных отходов;
  • организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

2. Министерству природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральным горным и промышленным надзором России, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, регламентирующие правила инвентаризации объектов размещения отходов, отнесения отходов к конкретному классу опасности, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

3. Государственному комитету Российской Федерации по статистике утвердить по представлению Министерства природных ресурсов Российской Федерации формы федерального государственного статистического наблюдения и определить порядок статистического учета в области обращения с отходами.

II. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001
"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения"
(введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

7.5 работы по сертификации отхода: Экспертная деятельность по инструментально-документальному выявлению и ответственному (гарантирующему адекватность) документированию соответствия свойств конкретного отхода тем характеристикам (требованиям, информации), которые установлены в паспорте отходов или другом документе на его поставку.

7.8 собственник отходов: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящий отходы, в собственности которого они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечание - Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

7.9 владелец отходов: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение.

7.10 заготовитель отходов: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченные компетентным органом и/или получившие лицензию на производство работ и оказание услуг по сбору, сортировке, транспортированию и хранению отходов перед их ликвидацией.

III. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30773-2001
"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

4.2.1 Настоящий стандарт устанавливает девять этапов технологического цикла отходов и(или) объектов:

  1. появление;
  2. сбор и/или накопление;
  3. идентификация;
  4. сортировка (с обезвреживанием);
  5. паспортизация;
  6. упаковка (и маркировка);
  7. транспортирование и складирование;
  8. хранение;
  9. удаление.

5.2.12 Проведение паспортизации отходов позволяет создать инфраструктуру в области обращения и регулирования работ с отходами, включая лицензирование, сертификацию, информационное и технологическое обеспечение и др.

IV. На основании 25 главы Налогового Кодекса:

Статья 252. Расходы.Группировка расходов
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации,….

Статья 254. Материальные расходы
К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:
2) расходы на сертификацию продукции и услуг;

На основании письма Федеральной налоговой службы от 27.06.2006 г. № 02-1-08/123@ «О порядке применения отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ»:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваш запрос, сообщает следующее. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения, не является закрытым. Таким образом, для того чтобы учесть расходы, возникшие у налогоплательщика при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, указанные расходы должны отвечать принципам, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) признаются национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г.
Согласно статье 20 закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
В соответствии со статьей 18 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Таким образом, в случае если расходы по проведению сертификации системы менеджмента проведены в соответствии с нормами Закона N 184-ФЗ и отвечают требованиям статьи 252 Кодекса, то они могут быть включены в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Следовательно, документально подтвержденные и обоснованные расходы на проведение процедуры сертификации могут учитываться в налогооблагаемой прибыли.

Наименование нормативных документов, регламентирующих показатели и характеристики, подтверждаемые при сертификации объектов размещения отходов

Федеральные законы:

Конституция РФ
№ 7-ФЗ от 22.08.2004 «Об охране окружающей среды»,
№ 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»,
№ 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»,
№ 49–ФЗ от 25.11.94 «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении»,

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ,

Налоговый кодекс РФ от 31.07.98 г. N 146-ФЗ,

№ 78-ФЗ от от 18.06.2001, .
№ 96-ФЗ от 04.05.1999 г;
№ 74-ФЗ от 03.06.2006 г

Постановления Правительства РФ:

№ 396 от 11.01.2002 «Об утверрждении Положения о проведении территориального землеустройства»,
№ 818 от 26.10.2000г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»,

№ 524 от 26.08.2006 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов»,
№ 461 от 16.06.2000 г. «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
№ 921 от 04.12.2000 г. «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства»,
№ 373 от 21.04.2000 г. «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источниках»,
№ 20 от 19.01.2006 г. «Об инжинерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»,
№ 32 от 23.01.2004 г. «Положение о регистрации Систем добровольной Сертификации»

Постановления Госстандарта РФ:

№ 4 от 30.01.2004 «О национальных стандартах РФ»;
ISO/IEC CD 17024 «Общие требования к организациям применяющим системы сертификации персонала»

Государственные стандарты:

ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы»,
ГОСТ Р 51769-2001 от 28.06.2001 «Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления Основные положения»,
ГОСТ 30772-2001 от 28.12.2001 «Обращениес отходами. Термины и определения»,
ГОСТ 30773-2001 от 28.12.2001 «Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения».
ГОСТ 17.2.3.02-78 от 24.08.1978 г.;
ГОСТ 17.2.1.04-77 от 28.06.1977

Приказы:

Приказы Ростехнадзора:
№ 570 от 15.08.2007 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»,
№ 703 от 19.10.2007 г. «Методические указания по разработке ПНООЛР»,
№ 867 от 24.11.2005 «О ведении ТО Ростехнадзора государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»,
№ 204 от 05.04.2007г. «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
№ 56 от 07.02.2007 г. «Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;
№ 675 от 10.07.20006 г. «Об утверждении Инструкции Об организации выдачи разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)»

Приказы МПР РФ:
№ 511 от 15.06.2001 г. «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасн. для окруж. прир. среды»,
№ 786 от 02.12.2002 г. «Об утверждении ФККО»,
№ 785 от 02.12.2002 г. «Об утверждении паспорта опасного отхода»;

Приказ Минздрава РФ от 27.10.2000 №381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора»;

Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 №224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;

Приказы Минюста РФ:
№ 32 от 18.02.2008 г.,
№ 34, 35 от 20.02.2008 г.

Санитарные правила:
СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»,
СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обоезвреживанию отходов производства и потребления»,
СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования по устройству и содержанию полигонов для ТБО»

Центр правового обеспечения природопользователей 2009-2012г